Исследование восприятия детей-инвалидов учениками общеобразовательной школы

 С целью выявления отношения учеников ОУ к детям-инвалидам на базе НОШ №31 в третьем классе было проведено исследование.

Гипотеза: могут ли учащиеся ОУ класса адекватно воспринимать детей-инвалидов.


 Ларина М., учащаяся НОШ №31;

Ларина Ю.Н., старший методист

ГОУ «Центр образования»

для детей-инвалидов

Забайкальского края г. Чита


Исследование восприятия детей-инвалидов

учениками 3 «А» класса НОШ № 31


Дети-инвалиды — это дети с каким-либо физическим или психическим недостатком. Другими словами, в процессе развития всего организма или мозга произошло какое-то отклонение от нормы. Каждый человеческий организм зарождается из крошечной клетки, видной только под микроскопом. Клетки зародыша миллиарды раз делятся, растут, видоизменяются. Не удивительно, что в этот сложнейший процесс время от времени вкрадывается ошибка. Каждый наш орган, будь то глаза, уши, сердце, легкие, состоит из множества клеток, и от каждой из этих клеток в той или иной мере зависит здоровье и работоспособность этого органа [1].

По данным Научного института исследований детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10% – имеют врожденную или приобретенную патологию, 4-5% - составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития. По данным Министерства Образования РФ, 85% детей нуждается в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Лишь 20-25% будущих первоклассников можно считать практически здоровыми. Около 25% школьников нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи [2]. Особую тревогу вызывает рост детей с задержкой психического развития (14,5% - 1990 г., 37,8% - 2008 г.). На начальном этапе обучения такие дети оказываются неуспевающими.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначено, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, … и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Таким образом, «дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства» [3].

Совместное проживание школьной жизни учащимися ОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья усиливает совместную их социализацию и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к инвалидам. Однако общей в этом случае для всех участников образовательного процесса, включая родителей учеников ОУ, становится проблема отношения к детям-инвалидам. Зачастую отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками, что значительно усложняет вовлечение детей с ОВЗ в социум, их активную адаптацию, социализацию и развитие в массовой школе.

С целью выявления отношения учеников ОУ к детям-инвалидам на базе НОШ №31 в третьем классе было проведено исследование.

Задачи исследования заключались в следующем:

1) разработать экспресс-анкету для учеников класса;

2) провести опрос учеников класса;

3) обработать результаты опроса;

4) сделать выводы по итогам опроса;

5) предложить пути дальнейшего исследования по данной теме.

Гипотеза: могут ли учащиеся ОУ класса адекватно воспринимать детей-инвалидов.

На I этапе был изучен различный информационный материал по детям-инвалидам и разработана Экспресс-анкета для учащихся 3 «А» класса школы № 31. Всего было опрошено: 21 ученик.

II этап включал в себя информирование учащихся общеобразовательного класса о содержательной стороне исследования и первичное знакомство ребят с детьми-инвалидами. В связи с этим была подготовлена презентация по теме исследования, рассказ и видеофильм о Центре образования для детей-инвалидов Забайкальского края в г. Чите [5, 6]. Подготовленные материалы были продемонстрированы на классном часе в НОШ №31.

III этап заключался в следующем: 17 декабря 2011 года на базе ГОУ «Центр образования» для детей-инвалидов проводилась предновогодняя акция «Дети-детям». Учащиеся 3 «А» класса подготовили концерт и посетили Центр образования для детей-инвалидов лично. Таким образом, ребята ОУ имели возможность познакомиться и пообщаться со слабослышащими детьми и детьми, которые находятся на индивидуальном обучении. Ученики Центра в свою очередь показали свой концерт и организовали массовое чаепитие для всех присутствующих детей.

На IV этапе этапе в 3 «А» классе НОШ №31 вновь была запущена та же Экспресс-анкета, что и в начале исследования. На этот раз всего опрошенных было: 25 человек из класса.

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000011369 StartFragment:0000000889 EndFragment:0000011353

После проведенных мероприятий были сделаны следующие выводы:

1) сократилось число учащихся в классе:

- считающих детей-инвалидов бедными и обездоленными (на 10%);

- думающих, что дети-инвалиды живут только в больницах и приютах (на 35%).

2) увеличилось количество ребят нашего класса:

- имеющих реальное представление о детях-инвалидах (на 20%);

- знающих детей-инвалидов (на 30%);

- считающих, что такие дети должны жить дома, а не в больницах (на 9%);

- утверждающих, что особые дети должны учиться (на 11%) вместе с нами в школах (на 1%);

- желающих дружить с таким ребенком (на 20%).

Все это говорит о том, что:

    1. дети ОУ могут и готовы адекватно воспринимать детей-инвалидов;

    2. при проведении совместных мероприятий с особыми детьми количество ребят и их психологическая готовность к восприятию и принятию таких детей возрастает;

    3. совместные мероприятия и встречи необходимы как учащимся класса ОУ, так и детям-инвалидам;

    4. для проведения подобных мероприятий необходима помощь взрослых, в том числе родителей.

После проведенного исследования 3 «А» класс совместно составил планы на будущее: 1) пригласить детей Центра к себе в школу на мероприятие; 2) сделать своими руками подарки и преподнести детям-инвалидам в память о наших встречах; 3) организовать совместное с детьми из Центра мероприятие; 4) поддерживать дружеские отношения и приобщать к этому учащихся других классов школы и школ города.

Проблема толерантности является общей для детей, учителей и родителей. В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить и с родителями учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры общения. Важно организовывать и совместное обсуждение этих проблем с учащимися и родителями, ведь личный пример взрослых воспитывает у ребят чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам. И весьма сложно формировать толерантность у детей, если этим качеством не обладают взрослые.

Список используемой литературы:



1. Холоненко Н.А. Социально-психологические проблемы детей-инвалидов. Различные подходы к пониманию инвалида [Электронный ресурс] // Блог «Особый ребенок» : [сайт]. URL: http://iacceptmybaby.blogspot.com/2011/03/blog-post_09.html


2. Михеева Л.В. Влияние социальной среды на детей с отклонениями в развитии [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/582501/


3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-27 [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ : [сайт]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/


4. Отношение к детям-инвалидам [Электронный ресурс] // Сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дверь в мир» : [сайт]. URL: http://doorinworld.ru/stati/434-otnoshenie-k-detyam-invalidam


5. Министерство образования Забайкальского края. ГОУ Центр образования «Стремление» : видеофильм [Электронный ресурс] // Главный проет. mov

6. Инвалид — не инвалид. Люди так не делятся : социальный видеоролик //[сайт]. URL: http://rordi.ru/%20http://video.yandex.ru

7. Стихи про особых деток... [Электронный ресурс] // Общение мам особых деток : [сайт]. URL: http://invamama.ru/literature/1096/

Таблица 1

Результаты опроса учеников класса

в начале исследования и в конце

ДО АКЦИИ

ПОСЛЕ АКЦИИ

1 вопрос: «Как ты понимаешь словосочетание дети-инвалиды? Кто это?»

1) бедные, больные дети8 чел.

2) которые попали в автокатострофу или не могут видеть и ходить - 5 чел.

3) которые попали в трудную ситуацию, беду, пострадали в жизни – 3 чел.

4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет – 2 чел.

5) которые не учатся – 1 чел.

6) у которых есть какой-нибудь диагноз – 1 чел.

7) беспомощные – 1 чел

8) которые ломают себе руки и ноги – 1 чел.

1) бедные, больные дети4 чел.

2) которые попали в автокатострофу или не могут слышать, видеть и ходить -11 чел.

3) которые попали в трудную ситуацию, беду, пострадали в жизни – 0 чел.

4) у которых ноги отказали или у которых ноги нет – 0 чел.

5) которые не учатся – 0 чел.

6) у которых есть какой-нибудь диагноз – 4 чел.

7) беспомощные – 0 чел

8) которые ломают себе руки и ноги –1 чел.

9) такие же как мы - 2 чел.

10) нет ответа - 1 чел.

11) отстающие по развитию - 1 чел.

12) быть лишённым каких-то возможнастей - 1 чел.


2 вопрос: «Ты знаешь детей-инвалидов»

1) нет - 13 чел.

2) да8 чел.

1) нет - 8 чел.

2) да17чел.

3 вопрос: «Какие чувства ты испытываешь по отношению к детям-инвалидам?»

1) сочувствие, жалость – 13 чел.

2) переживание, беспокойство – 1 чел.

3) желание помочь – 1 чел.

4) не обзываю, не бью – 1 чел.

5) плохие - 1 чел.

6) хорошие - 4 чел.

7) сострадание - 1 чел.

8) нет ответа – 2 чел.

  1. сочувствие, жалость – 13 чел.

  2. переживание, беспокойство – 0 чел.

  3. желание помочь – 0 чел.

  4. не обзываю, не бью – 0 чел.

  5. плохие - 0 чел.

  6. хорошие - 4 чел.

  7. сострадание - 0 чел.

  8. нет ответа – 4 чел.

  9. много каких - 1 чел.

10) грусть - 1чел.

11)как к обычным детям - 1 чел.

12) уважение, добро- 1 чел.

4 вопрос: «Сколько детей-инвалидов в Чите?»

1) от 10 до 100 – 8 чел.

2) от 100 до 1 000 — 3 чел.

3) 1000 и более – 3 чел.

4) даже не предполагаю – 1 чел.

5) 50% от здоровых детей – 1 чел.

6) много – 1 чел.

7) немного – 1 чел.

  1. от 10 до 100 – 2 чел.

  2. от 100 до 1 000 – 4 чел.

  3. 1000 и более – 6 чел.

  4. даже не предполагаю – 6 чел.

  5. 50% от здоровых детей – 1 чел.

  6. много – 5 чел.

  7. немного – 1 чел.


5 вопрос: «Как, по-твоему, где живут дети-инвалиды»

1) в больнице, приютах9 чел.

2) в деревнях – 1 чел.

3) в пансионах и различных детдомах – 1 чел.

4) в обычных домах – 6 чел.

5) в интернате - 4 чел.

6) в роддоме – 1 чел.

1) в больнице, приютах2 чел.

2) в деревнях – 0 чел.

3) в пансионах и различных детдомах – 2 чел.

4) в обычных домах – 6 чел.

5) в интернате - 7 чел.

6) в роддоме – 0 чел.

7) некоторые дома, а некоторые в интернате - 4 чел.

8) Не знаю - 3 чел.

9) В школах - 1 чел.


6 вопрос: «Как ты думаешь, где должны жить дети-инвалиды?»

1) дома - 9 чел.

2) в больнице - 6 чел.

3) в интернате - 4 чел.

4) нет ответа - 1 чел.

5) в центрах – 1 чел.

1) дома - 13 чел.

2) в больнице - 2 чел.

3) в интернате - 7 чел.

4) нет ответа - 3 чел.

5) в центрах – 0 чел.


7 вопрос: «Как ты думаешь, хорошо ли о них заботятся?»

1) да – 17 чел.

2) хорошо – 2 чел.

3) очень хорошо - 2 чел.

1) да – 18 чел.

2) хорошо – 5 чел.

3) очень хорошо - 2 чел.


8 вопрос: «Как ты думаешь, дети-инвалиды должны учиться?

Если «да», то где?»

1) да17 чел.

2) наверное - 1 чел.

3) нет - 3 чел.

4) нет ответа – 2 чел.

1) дома – 2 чел.

2) в спецшколе6 чел.

3) в школе 9 чел.

  1. да23 чел.

  2. Наверное - 0 чел.

  3. нет - 2 чел.

  4. нет ответа – 0 чел.

1) дома – 4 чел.

2) в спецшколе11 чел.

3) в школе 11 чел.



9 вопрос: «Как ты думаешь, о чем мечтают такие дети?»

1) вылечиться - 11 чел.


2) не быть инвалидом, стать обычными детьми – 6 чел.

3) стать прежними – 2 чел.

4) о своей семье - 1 чел.

5) о том что они не могут - 1 чел.

6) Быть как все - 1 чел.

7) о том, чтобы их любили – 1 чел.


1) вылечиться, быть здоровыми - 9 чел.

2) не быть инвалидом, стать обычными детьми – 4 чел.

3) стать прежними – 0 чел.

4) о своей семье - 2 чел.

5) о том что они не могут - 3 чел.

6) Быть как все - 1 чел.

7) о том, чтобы их любили – 0 чел.

8) Не знаю – 2 чел

9) О том, чтобы быть волшебником – 1 чел

10) О новой жизни – 1 чел

11) О хорошей жизни – 1 чел

12) О своей радости, чтобы остаться целыми и невредимыми – 1 чел


10 вопрос: «Ты хотел бы дружить с ребенком-инвалидом? Почему?»