Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, с использованием информационно-коммуникационных и Интернет-технологий

Ларина Ю.Н., методист-психолог Центра дистанционного образования Забайкальского края.
Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. 
Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), которым характерен высокий уровень проявления "проблемности". 
Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, обусловлена основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, целью которой является обеспечение социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, их полноценной реабилитации, в том числе медицинской, психологической и социальной, для успешной их интеграции в общество.


Концепция семейного воспитания ребенка с отклонениями ребенка в развитии выделяет основную идею работы с семьей – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребенком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество [7, 42]. Поэтому родителям необходима своевременная психолого-педагогическая помощь в воспитании этой категории детей и дальнейшее их сопровождение по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.
Факт появления в семье ребенка с особенностями развития может по-разному восприниматься родителями. Установки родителей оказывают огромное влияние на психологическую обстановку в семье, на весь ход воспитания и развитие ребенка. Именно эти установки могут быть одним из препятствий для родителей на пути следования советам специалистов, при выборе и реализации стиля воспитания, при нахождении подходов к особенному ребенку. 
Было отмечено, что в процессе воспитания детей с особенностями развития, например детей с церебральным параличом, важную роль играет правильное отношение родителей к больному ребенку [2, 46]. Опыт показывает, что одни родители чрезмерно опекают больного ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью.
Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения ― максимально помочь больному ребенку, гиперопекая его, приносят ему зачастую непоправимый вред.
Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с церебральным параличом. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двигательных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие этого, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.
Какой бы ни была причина, родителям ребенка с нарушениями в развитии необходима психологическая помощь. Это не всегда осознают родители и их близкие. То, что их ребенку нужна всесторонняя помощь, всем очевидно. Но то, что сами родители нуждаются в ней, понимают далеко не все.
Очень важны взаимоотношения членов семьи ребенка с нарушениями в развитии с социумом [3]. Семья, вместе со всеми родственниками, дальними и ближними, - это микросоциум, со своим уникальным микроклиматом, устоявшимися отношениями. А если среди нескольких поколений (как правило двух - трех) больной ребенок появляется впервые, она подвергается серьезному испытанию на прочность. Ведь ни у кого из членов нет опыта взаимодействия с таким ребенком. Сразу возникает масса вопросов, близких к состоянию паники: «Как же так?», «За что?», «Почему именно у нас?», «Что теперь делать?», «К каким врачам обращаться?», «Кто возьмет основной груз забот о ребенке?». Если вся семья сможет конструктивно подойти к решению этих и множеству других вопросов, то вполне вероятно, что многих трудностей можно будет избежать, а возможно и победить болезнь.
Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований, огромное значение имеет формирование у детей с особенностями в развитии адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. 
Таким образом, семья, в которой есть ребенок с ОВЗ, - это особый объект внимания всех специалистов, которые оказывают помощь семье. Оптимально же организованные условия жизни в семье создадут больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой. 
При проведении психокоррекционных мероприятий семья понимается как естественная адаптивная развивающая среда, необходимый уровень гармоничных взаимоотношений в которой обеспечивается родителями ребенка с психофизическими нарушениями (или лицами, их замещающими).
      Оказание психологической помощи семьям позволяет через нейтрализацию личностных проблем родителей, возникающих вследствие их эмоциональных переживаний, связанных с нарушениями ребенка, оптимизировать его развитие и интеграцию в социум.
   Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у родителей позитивного взгляда на ребенка, имеющего нарушения развития. Адекватность позиции родителя позволяет ему обрести новый жизненный смысл, гармонизировать самосознание и взаимоотношения с ребенком, повысить собственную самооценку. Это, в свою очередь, обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и в перспективе оптимальный вариант социальной адаптации ребенка.
Целенаправленное психологическое воздействие качественно изменяет роль родителей. Они активно включаются в психокоррекционный и одновременно воспитательный процесс собственного ребенка. Этот процесс оказывает положительное воздействие на формирование адекватных родительско-детских контактов.
Дети-инвалиды ― это дети, которые не способны самостоятельно посещать учебные заведения. Центр дистанционного образования может предоставить реализовать права таких детей на психолого-педагогическое сопровождение их семей путем внедрения информационно-коммуникативных технологий.
Дистанционное образование – технология обучения на расстоянии, при которой педагог и обучаемые физически находятся в различных местах и контактируют через сеть Интернет.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение тоже можно организовать с помощью Оn-line технологий. У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации) и нетрадиционных - в форме Оn-line. Сопровождение в форме Оn-line осуществляется с помощью тех же традиционных форм и методов, но дистанционно. 

Данные возможности сетевого взаимодействия с родителями могут быть  реализованы в следующих формах работы с родителями: 
-  Интернет психологическая диспетчерская служба 
-  Служба Интернет доверия 
-  Служба обратной связи 
- Дистанционный «мозговой штурм»
-  Сетевой тренинг 
-  Сетевое проектирование - Марафон идей 
-  Детско-взрослое on-line-консультирование.
-  Интернет-форумы.
Служба Интернет доверия позволяет оказывать психологическую поддержку родителям по вопросам обучения, развития, воспитания детей в дистанционном режиме. В частности, речь идет о консультировании с помощью Интернет-технологий в режиме реального времени. Это позволит родителям особого ребенка оперативно вместе с психологом искать ответ на сложившуюся трудную ситуацию или нестандартный момент. 
Служба обратной связи дает возможность намеренно сообщать родителям о тех действиях, которые ведут к достижению поставленной цели. С помощью интернет-технологий функции ОС могут быть следующие: поддержка и поощрение ведущих к успеху и дающих нужный результат действий  участников образовательного процесса; моделирование неэффективного поведения путем обучения, извлечения опыта из прошлых ошибок и неудач.
Дистанционный «мозговой штурм». Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно, и учитель собираются в сети и продумывают эффективные пути решения нестандартной ситуации. 
Сетевой тренинг включает в себя систему занятий по заранее разработанной программе, определенное количество участников в группе и обсуждение происходящего в реальном времени. Для просмотра пропущенного занятия возможна видеозапись программы для участников тренинга. Интерактивные веб-тренинги возможно осуществлять с помощью  технологии веб-конфиренций, что дает возможность видеть и слышать ведущего, общаться в чате, задавать и обсуждать вопросы, видеть презентации ведущего и получать от него дополнительную текстовую и графическую информацию. 
Сетевое проектирование в режиме реального времени - Марафон идей. Такая форма предполагает, что родители, психолог, возможно и учитель собираются в сети и продумывают пути решения нестандартной ситуации. Это «мозговой штурм», где идет составление списка идей с последующей оценкой и выбором нескольких из них, наиболее адекватных ситуации. 
Сетевое консультирование в Интернет носит преимущественно интерактивный характер (но не исключает прямого взаимодействия с психологами!) и может иметь несколько вариантов проведения в зависимости от поставленной проблемы: 1) индивидуальное консультирование по переписке и в диалоговом режиме (чат или прямой контакт, если это необходимо); 2) консультирование в режиме группового обсуждения по заявленной проблеме в любой из форм дистанционного обучения (телеконференция, чаты для минигрупп, конференции в режиме реального времени); 3) тренинговые формы групповой работы, адаптированные к условиям взаимодействия в Интернет (помощь в самораскрытии, самопрезентации, выработка коммуникативных навыков). 
Интернет-форумы предполагают виртуальное общение родителей или детей (возможно совместно) между собой в виде дискуссий и обсуждений по различным темам, где каждый может высказать свое мнение, поделиться опытом или вынести свой вопрос на всеобщее обсуждение, находясь в домашних условиях. При этом количество участников не ограничивается. Каждый желающий может высказать свое мнение.
Помимо этого в работе могут использоваться электронные формы анкетирования, пособия, рекомендации, домашние задания, инструкции для детей и их родителей, направленные на повышение общей психологической грамотности участников обучения, работающих с сайтом ЦДО. Там же будут находиться расписание занятий. Родителю с помощью одного из сетевых сервисов могут отправляться результаты тестирования ребенка, анализ домашнего задания, а также описание успехов. 
Для родителей детей с особыми потребностями это особенно необходимо, потому что оперативное управление ситуацией развития позволяет рассчитывать на эффективность воздействий. 
Такие формы работы могут использоваться параллельно с проведением занятий в очной форме для тех детей и родителей, которые по каким-либо причинам не могут присутствовать в данный момент в Центре, но способны принимать участие, находясь в домашних условиях, с помощью необходимых Интернет-технологий, предназначенных для дистанционного обучения (1). 
Таким образом, Оn-line общение позволяет: 
-  Создать прямую линию доверия для родителей, где их безоценочно выслушают и помогут найти ответы. 
-  Постоянно информировать родителей о продвижении ребенка, текущих успехах и трудностях. 
-  Проектировать и совместно находить решения. 
-  Организовать коррекционно-развивающую работу с семьей в целом: с мамой, папой, ребенком. 
-  Обмениваться опытом и организовать обсуждения. 
-  Создавать ситуации успеха для родителей, ребенка, а также делиться успешными моментами. 
-  Родителям информировать специалиста об актуальных проблемах и успехах ребенка. 
Однако здесь есть и свои трудности. К примеру, процесс сетевого консультирования сложнее очного, так как мы не всегда можем видеть невербальные проявления человека, его реакции, что затрудняет получение полной информации. Кроме того, сетевое консультирование без видеосвязи требует от специалиста умения точно формулировать вопросы, подбирать слова, для того чтобы все трактовки были безопасны, однозначны, конкретны и доступны. В данной ситуации уместным является использование «смайлов», которые помогают обозначить эмоциональное состояние в режиме «здесь и теперь». 
Также консультанту, организующему сетевые коммуникации, необходимо уметь реализовывать системно-деятельностное консультирование, при котором он не дает сразу готовых решений, а подводит клиента к открытию способа действий. Для этого требуется владение техникой постановки вопросов, техниками интерпретации, самораскрытия специалиста, стимулирования рассказывания, технологиями использования сказок, метафор, историй, кейсов в работе в рамках сетевого консультирования. Целесообразным является и использование техник работы с фразами, что позволяет более полно прояснить ситуацию. 
Процесс детско-взрослого консультирования по сравнению с индивидуальным еще более труден и менее предсказуем, поскольку требует от консультанта более тщательного отношения к словам, наличия навыков решения конфликтных ситуаций. 
Также хорошим вспомогательным средством в работе при сетевом консультировании является использование сетевых графических сервисов, которые позволяют организовать совместную работу над объектами - рисовать, создавать тексты, презентации. Совместная деятельность в сети помогает субъектам опосредованно вывести решение конфликтов в новую, конструктивную плоскость, а обращение к совместной деятельности после подписания совместных договоренностей – это шанс применить новые правила в деятельности, почувствовать взаимную поддержку и принятие. Получать поддержку, позитивное подкрепление – всегда важно, а родителям особого ребенка – вдвойне. Это позволяет родителям поверить в свои силы, в возможности ребенка. 
Для этого в рамках сетевого консультирования родителей, детско-взрослого консультирования, мозгового штурма можно использовать так называемый «Позитив-сервис» и непрямые формы просвещения.
«Позитив-сервис» - простой прием в организации сетевого взаимодействия с родителем, идея которого заключается в том, что в ходе общения родителям отправляются позитивные сигналы или способствуется создание ситуации, когда он может поделиться хорошими новостями, событиями, связанными с ребенком. Это могут быть большие фрагменты в консультировании, когда мы говорим только о хорошем. Или наоборот, маленькие фразы, смайлы, где мы подмечаем удачные решения, находки, мысли родителя как в отношении ребенка, так и в отношении понимания ситуации. Таким образом, родители учатся находить и подмечать минимальные позитивные продвижения ребенка. Это можно организовать с помощью вплетения «смайликов», знаков, позитивных слов, фраз;  похвала может предшествовать, а затем подкреплять разбор трудной ситуации;  специально организованный момент для родителя, когда мы подводим его к тому, что он должен описать успех ребенка. 
Главное, чтобы позитив был искренним и шел от сердца, только тогда он становится источником развития и поддержкой. 
Непрямые техники просвещения – еще один подход в сетевых коммуникациях, который также является эффективным в организации сопровождения и поддержки родителей. Суть его в том, чтобы в ненавязчивой форме преподнести новые технологии, донести определенный подход. Это используется в работе с родителями, когда необходимо вселить уверенность, показать оптимальный способ, культурный образец, изменить негативную родительскую установку. Для этого в сетевом взаимодействии есть ряд способов: предоставление ссылки на интересный материал для ознакомления; включение в разговор цитат, притч; использование в разговоре личностных историй успеха других родителей, столкнувшихся с подобной ситуацией, и действовавших в ней определенным образом; использование подписей в статусе консультанта в сети и других средств сетевой презентации консультанта, которые видят родители при общении (1). 
Предполагается, что использование Оn-line коммуникации в комплексном сопровождении даст возможность психологу более эффективно осуществлять поддержку ребенка  с особыми образовательными потребностями и его  семьи. 

Список используемой литературы:

1. Болсуновская, Н.А. Сетевое психологическое сопровождение семей / Н.А.Болсуновская. – Режим доступа: http://wiki.iot.ru/index.php
2. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / С.Д. Забрамная. - М., 1993. 
3. Ипполитова, М.В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье : книга для родителей / М.В. Ипполитова. - М., 1993.
4. Карпенкова, И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии / И.В. Карпенкова // Внешкольник. - 2001. - №2.
5. Лосина, О.А. Дистанционное образование как одна из форм организации безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Лосина // Педагогическое обозрение : научно-методический журнал. – 2010. - № 1. – С.73-75. 
6. Методические рекомендациидля специалистов центров дистанционного образования в субъектах РФ «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». - М.: Московский институт открытого образования, 2010.
7. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2007 (Коррекционная педагогика).