Как написать научно-методическую статью



Общие положения

Статья – самостоятельная описательная текстовая единица, являющаяся составной частью более крупного по объему издания (книги, газеты, научной монографии); научная статья носит исследовательский характер.

Важнейшими ее критериями являются эстетическая, общественная значимость проблемы, которая рассматривается как целостное явление в единстве формы и содержания.

Статья может быть выполнена в самых разнообразных формах. Одной из которых является научно – методическая статья.

Научная статья – это научное или публицистическое изложение наиболее значимых результатов научного исследования и опубликованное в научном сборнике, журнале или газете. Статьи бывают экспериментальные, теоретические, обзорные.

Заглавие статьи  зависит от её типа. Если статья теоретическая,  то в начале ставится существительное, далее идут связующие слова и снова  существительное, например: «Информационная культура как необходимое условие научно-исследовательской деятельности учителя». Формулировка заглавия экспериментальной статьи будет выглядеть так: «О результатах исследования уровня информационной культуры учителей  школы № 7 г. Белово». Обзорная статья часто начинается со слов: «К вопросу…», например: «К вопросу формирования информационной культуры учителя».

Объём статей может быть разным. Небольшие по объёму статьи состоят из заголовка, фамилии автора, ключевых слов, введения, методики исследования, результатов и их обсуждения, заключения и литературы. Достаточно большие по объёму статьи включают заголовок, реферат, ключевые слова, оглавление, обозначения, введение, основной текст, заключение, литературу.

Рассмотрим требования, предъявляемые к статье, при этом отметим, что они носят рекомендательный характер.

Заголовок должен быть кратким и информативным, желательно броским как реклама. Просматривая журнал, потребитель часто читает только заголовки, останавливаясь на самых броских.

Сразу за заголовком следует имя и фамилия автора, а также место работы (иногда оно приводится в конце первой страницы, иногда в конце статьи).

Затем следует реферат, в котором в доступной форме изложено краткое изложение основного содержания статьи.

После реферата приводится список ключевых слов, по которым читатель и редакция журнала будут судить об области, к которой относится статья, о её значимости и новизне.                                                            Ключевых слов может быть 10 – 15.

Если статья разбита на параграфы, то иногда далее помещают оглавление.

В технических статьях в начале помещают список используемых обозначений. Это помогает чтению статьи.

Во введении статьи обычно указывают предшествующие работы по данной тематике (чем их больше и чем больше известных авторов, тем лучше). Здесь же можно указать более ранние статьи автора по данной теме. Во введении объясняется малоупотребительная терминология, описываются полученные в ходе исследования результаты с указанием их расположения по параграфам. Если статья объёмом 25 страниц и более, введение может занимать до 3 страниц.

Изложение основного материала научной статьи должно быть подробным, понятным, с большим числом ссылок на литературу. В большой статье каждый параграф начинается с описания его содержания и терминологии, введения определений, необходимых для понимания результатов параграфа. Основной результат, вывод параграфа должен хорошо просматриваться, чтобы читатель мог его сразу найти, даже не читая весь параграф.

Заключение статьи фиксирует результаты, полученные в ходе основного изложения материала. Иногда содержит благодарности лицам, внёсшим вклад в данную публикацию.

Если вы отправляете статью для публикации, нужно выполнить следующие условия:

Научно-методическая статья по педагогике относится к произведениям научно-публицистического жанра. Ее цель - освещение актуальной педагогической проблемы, разработка определённого способа её решения на уровне методики и технологии.

Что же такое проблема?

Проблема в широком, общеупотребительном смысле - сложный теорети­ческий или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; синоним слов «задача», «препятствие». Проблема в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо яв­лений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Это, в трактовке философского энциклопедического словаря, «объективно воз­никающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес». Проблема - крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область исследовательской работы и предпола­гают решение конкретной теоретической илн опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной от­расли (23).

Проблема   выступает как осознание, констатация недостаточности дос­тигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактом, связей, законов либо обнаружением логических изъяном существующих теорий. Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.    На основаии выявленного противоречия формулируется проблема.

Автор научно-методической статьи должен показать компетентность в степени разработки проблемы, осознавать её актуальность на данном этапе и востребованность результатов решения.

Так как научно-методическая статья предназначена для научно- методического предметного журнала, необходимо учитывать запрос своего потенциального читателя, т.е. обязательно приложить список литературы и обозначить дальнейшие пути разработки.

Научно-методическая статья может быть представлена:

1.      в дискуссионном ключе, т.е. предлагать нестандартный, спорный способ решения проблемы;

2.      может носить прогностический характер или основываться на результатах диагностики и аналитических исследований.

Но главное она обязательно должна быть проблемной и отражать представление об основных тенденциях развития современного образования. Научно-методическая статья предполагает научный стиль изложения с использованием научных понятий и терминов как в общем философском плане, так и в плане конкретной учебной дисциплины. 

Авторы статей, написанных по дисциплинам образовательной области «Искусство», могут использовать публицистический стиль, в некоторой степени - стиль художественной литературы, но с использованием необходимой терминологии.  

Автор должен не только наметить проблему, но и показать методический путь её решения. Это может быть оригинальная технология или её элементы, использование уже известных дидактических приёмов в своей интерпретации, алгоритм нестандартных решений или алгоритм отработки знаний, умений и навыков. В основу статьи могут быть положены философские мировоззренческие аспекты, но обязательно с  приложением конкретного методического материала.

Структура научно-методической статьи по педагогике

·         актуализация проблемы и её место в современном образовании;

·         цели и задачи работы;

·         теоретическое обоснование или теоретические положения;

·         методика, технология, предложенная автором;

·         дальнейшие пути разработки проблемы или результат;

·         список литературы и приложения (по необходимости)     

Соблюдайте главные принципы: научность, ясность, точность.

Оформление мыслей в письменный текст включает много операций, которые требуют определенных микроумений:

1.      Сформулировать название (тему) статьи четко, компактно;

2.      определить границы содержания темы;

3.      составить план статьи;

4.      видеть образ конечного продукта и его адресата;

5.      придерживаться темы статьи, отсекая лишние рассуждения, информацию;

6.      оформить мысли тезисно;

7.      подобрать к тезису соответствующие примеры, факты, аргументы;

8.      имеющиеся факты, примеры, доказательства обобщить и оформить выводы;

9.      пользоваться первоисточниками (делать ссылки, цитировать);

10.  подобрать соответствующие выразительные средства для изложения мысли (сравнения, эпитеты, метафоры и пр.)

Эти микроумения можно сформировать посредством технологии – «Работа в парах сменного состава»